середа, 8 квітня 2015 р.

В Казахстане судьи неприкасаемая каста

7 апреля в Алматы состоялась пресс-конференция на тему:
«Казахстанская судебная система: верховенство права или произвол?»

В пресс-конференции приняли участие: 
Галина Синявская – о судьях Алматинской области
Лариса Бояр – правозащитник, о судьях Павлодарской области и г.Алматы
София Ибрагимова – правозащитник, о судьях Южно-Казахстанской области
Олеся Халабузарь – директор Центра социально-политических исследований, ОМПК «Справедливость».


По результатам социологического исследования:
На протяжении 2014 года во всех регионах Казахстана проводился опрос отношения граждан к судебной системе. Приняло участие около 3000 человек.
Людям задавались вопросы по самым животрепещущим темам, среди них и вопрос отношения к судебной власти. Результаты опроса говорят о том, что 49,6% казахстанцев считают, что добиться справедливости в суде возможно, но это будет очень дорого стоить.
32,4% отметили, что это невозможно. Таким образом, можно сделать вывод, что 82% казахстанцев считают, что добиться правды в судах бесплатно нереально.
10,7% опрошенных считают, что в Казахстане один закон для всех,
16,1% - затруднились ответить на этот вопрос.
По мнению 59,5% казахстанцев, за деньги можно купить решение суда.
52,4% считают, что освобождение от уголовной ответственности тоже можно купить.
В том, что за деньги можно купить жизнь и свободу другого человека, уверены 29,7%.
Напрашивается вывод, что доверие к судебной власти в Казахстане катастрофически низкое

Олеся Халабузарь считает, что судебная система в Казахстане обслуживает интересы определенных лиц. «Согласно Конституции Казахстана носителем права в нашей стране является народ. В таком случае возникает вопрос: где же его место в судебной системе? Ведь граждане Казахстана даже не имеют право избирать представителей Фемиды, не имеют право лишать судей должности, если считают их действия неправомерными. Судебная власть в нашей стране является неприкосновенной кастой для народа, обслуживающей интересы конкретных лиц. Проблема в том, что нет причинно-следственного взаимодействия между гражданами и судами. Ни для кого не секрет, что назначение судей стало в Казахстане закрытым действием. А значит коррупционным. Мантии продаются и покупаются, как и постановления судов и все эти действия остаются безнаказанными, потому что это Власть неприкасаемых даже для Прокуратуры.
 Показательна в этом смысле история судьи Бекова, которого поймали на взятке, но он избежал правосудия. Судьи знают, что за ними наблюдают, прячутся, тем не менее, продолжают совершать коррупционные действия. Их Решения и сами их фигуры – это то, что остается неприкасаемо.

В Алматы и Алматинской области ситуация в судебной системе ничем не отличается от всеказахстанской. Разве что только масштабами коррупции и размерами взяток, поскольку регион очень интересен в хозяйственном смысле, густонаселен.
Галина Викторовна Синявская рассказала как на своем примере столкнулась с безнаказанностью судей за бестактное поведение, за попрание законов, за фривольное их толкование, за круговую поруку, когда невозможно отменить Решение в вышестоящем суде, т.к. есть приказ Верховного суда снизить статистику отмененных дел и т.п..

В Южно-казахстанской области судьи ничего не бояться ни закона ни Бога. Царит полное самоуправство и праздность. Даже есть такая поговорка: «Судья в области и есть Бог». Именно судьи отнимают имущество, именно они сажают не виновных и на инвалидов списывают насилие, переходят на заседаниях на националистические темы и исходя из этого принимают решения.

Чтобы в стране на самом деле роль играло верховенство права, а не размер взятки, нужно в корне менять судебную систему. Для начала хотя бы нужно обеспечить полную прозрачность выбора судей, сдачу ими экзаменов, какие критерии отбора, присутствие народных наблюдателей, присутствие присяжных и на гражданских делах, чтобы судьи перестали ощущать себя Богами и также отвечали перед законом, а не прятались за ним.

По словам Олеси Халабузарь, казахстанские судьи считают себя кастой неприкосновенных. «Наши судьи в большинстве своем считают себя независимыми от закона. Они принимают решение, за которое получают большую взятку. (Посмотрите в каких дворцах живут судьи и поймете как они их оплатили и оплачивают). Без судей невозможна организация ни одного рейдерского захвата и отъема имущества, наследственного раздела и т.д.. Они часто выносят постановления по бессмысленным на первый взгляд искам, в результате чего ловко крадется имущество. Создается впечатление, что иногда представители Фемиды даже не читают документы по делу, которое ведут. Результат им и так известен. Незаконная деятельность судей наносит огромный ущерб казахстанской экономике и вредит инвестиционному имиджу страны», - сказала она. В Черном списке судей 90 фамилий!

Лариса Бояр считает, что в Казахстане необходима судебная реформа. «Я по роду своей деятельности каждый день бываю в разных судах и вижу как нелепые, порой смешные до слез постановления судов разрушают человеческие судьбы-навешивают непомерно высокие суммы, выселяют, выносят обвинительные приговоры в клевете в угоду высокопоставленным лицам, парализуют и останавливают работу процветающих компаний, практически способствуя рейдерским захватам и творят прочий беспредел. Конечно, наши граждане могут пожаловаться на представителей Фемиды. Но кому? В вышестоящий суд, дисциплинарную комиссию? Корпоративное братство сильно и система своих не сдает! Нарушение должно быть вопиющим, режущим глаз, для того, чтобы жалоба на конкретного судью не воспринималась как давление на правосудие. Судебный процесс в нашей стране стал техническим механизмом достижения конкретных целей. Судьи руководствуются внутренним убеждением и часто полным отсутствием совести, а уже потом законом, который трактуется порой двусмысленно. Казахстану срочно нужна судебная реформа! Нужно сломать систему, где ворон ворону глаз не выклюет. Усилить и ужесточить работу дисциплинарной комиссии, не переводя провинившихся судей по параллели из одного суду в другой. Повысить уровень уголовной ответственности судей. И если этот уровень вырастет с нуля хотя бы до нескольких процентов, ситуация изменится». 

Немає коментарів:

Дописати коментар