суботу, 11 квітня 2015 р.

Николай Козырев:Коррупция как миф

Всеобщий энтузиазм "борьбы с коррупцией" уже осточертел!
Это уже напоминает давнюю борьбу с "врагами народа". Мотивация та же: отвлечение внимания общества от провальных результатов управления страной. Идет неизбежная внутриклановая борьба, которая мифологизирует реальность - объективные процессы в экономике искусственно переводятся в субъективную сферу морали и психологии.
И тогда причина коррупции ищется не в структуре экономического обмена и трудовых отношений, которые определяют способ получения и присвоения богатства, а в нечистоплотной наклонности чиновников воровать бюджет и брать взятки. Тогда экономику менять (реформировать) не надо, достаточно ловить сволочных аморальных "взяточников". Так и происходит.
Наша "коррупция" неизбежна, потому что закономерна. Так уж устроено хозяйство страны, что мы фактически живем не в 21, а в 19 веке. А то и раньше. В ЛНР-ДНР уж точно при племенном строе. И потому наша "коррупция" - это с экономической точки зрения естественный (в смысле неизбежный, потому что менее затратный) способ «порешать вопросы», чтобы получить доход с активов. Загляните в историческое прошлое – так всегда и было.
Если у вас основной ресурс жизни - убитый на совместной охоте мамонт или бизон, вы неизбежно живете не в многоэтажке, а в пещере или вигваме родового племени, и у вас вождь возле костра распределяет мясо равномерно между членами племени (обмен в форме дара), не забывая для себя и своих наложниц откладывать более жирные куски. А колдун всех убеждает, что такой порядок угоден высшим силам. Можно, конечно, считать, что это коррупция, но тогда об этом как-то не догадывались. Наоборот, все хотели быть поближе к вождю. Кушать-то всем хочется!
Если у вас основной производительный ресурс - земля, тогда у вас феодализм, труд крепостных крестьян стимулируют поркой на конюшне, а обмен сводится к изъятию ренты путем сверхэксплуатации труда и перераспределения ресурсов через верховную централизованную власть в интересах главного феодала и бояр-олигархов. Тогда верховный владыка и его бояре хорошо и тепло устраиваются на вершине "вертикали власти", главная работа которых - распределять, перераспределять, дарить, отнимать, жаловать, карать и миловать. Тут уж по правилу: "Хочешь жить - умей вертеться". Главный интерес - привилегия доступа вместо права владения. А попы всех убеждают, что такая система власти и распределения от Бога.
Если же у вас ресурсы распределяются не вертикально в интересах кланов, а горизонтально по сетям ценообразующих рынков и к обмену причастны не избранные и приближенные к царю-феодалу, а большинство здорового, грамотного населения, у вас наконец-то появляется правовое регулирование всех отношений и права человека как гарантия равного доступа. Доступа к социальным благам - активам в экономике, политике, культуре. И появляется "настоящая" коррупция - не как способ капитализации ресурсов (это обеспечивает рынок), а как исключение из правильно, по-рыночному, организованного хозяйства. Слаб человек! И тут уж коррупционеров ловят журналисты, а не в парламенте. И тут уже не попы, а политологи-идеологи убеждают народ, какая партия больше его любит.
Но до такого исторического этапа и такой коррупции нам еще дожить надо. У нас пока что СИСТЕМА, которую правильнее называть неофеодализмом.
Важно понимать: реформы – это переход от системы закрытого доступа к системе открытого доступа; от системной, институциональной коррупции – к несистемной. От олигархической политэкономии и диктатуры чиновников к рыночному обмену, верховенству права и демократии.
Люстрацией чиновников такой переход не достигается. Она может только дополнять реформы институтов собственности и обмена.
Nikolay Kozyrev

Немає коментарів:

Дописати коментар