в Алматы прошло первое в запланированном молодёжном сезоне экспертное обсуждение «Казахстанская молодёжь: «коктейль Молотова» или двигатель прогресса?», организованное Аналитической группой «Кипр» в партнёрстве с Фондом им. Ф.Эберта и Фондом Сорос-Казахстан.
Организаторы и эксперты обеспокоены тем, что «арабская весна», события на Украине, и других частях света наглядно демонстрируют, как легко и быстро молодое поколение может стать движущей силой серьёзных революционных движений. Эти опасения сейчас волнуют и правящую казахстанскую камарилью в акорде, ввергнувшую большую часть молодого поколения в беспросветную нищету и бедность.
- Важно понять, что в первую очередь представляет собой молодежь – ресурс для развития или фактор риска, – отмечает спикер обсуждения, социолог ЦСПИ «Стратегия» Серик БЕЙСЕМБАЕВ. – С одной стороны, 18-29-летние – самая оптимистичная социальная группа в условиях Казахстана, неудовлетворение своей жизнью выражает лишь один из десяти молодых людей. С другой стороны, молодежь констатирует, к примеру, свое отчуждение от политических решений – почти две трети считают, что на власть повлиять нельзя. В том числе поэтому молодежь может стать фактором дестабилизации.
Интересно почему эти антипартийные настроения вызвали удивления у придворного социолога? И это верно — как можно доверять правящей партии «Нур-Отан» и ее марионеткам партиям сателлитам?
Эксперты и участники обсуждения отметили, что наличие социально-экономических проблем и культурно-ценностной дезориентации препятствует полноценному участию молодежи в процессе развития страны. Актуальными остаются вопросы обеспечения государством стартовых возможностей для молодежи – в доступном и качественном образовании, трудоустройстве и профессиональном росте. Даже эти насквозь буржуазные эксперты пришли к выводу, что в стране нет так называемых «реально работающих социальных лифтов», каналов реализации гражданской активности, доступности жилья, в сфере семьи и брака и т.д.
Наличие социальных проблем в республике приводит, по словам социолога, в т.ч. и к криминализации отношений в среде молодежи. В 2013 году в Казахстане зарегистрировано 102,5 тыс. преступлений, из которых 55,8 тыс. совершено лицами в возрасте от 14 до 29 лет. Более 60% тяжких преступлений совершается молодежью.
Еще один тревожный аспект – вовлечение молодых людей в деятельность радикальных религиозных общин, исламизм. Хотя это как раз и результат тех антисоциальных неолиберальных экономических реформ, безработицы, сверхэксплуатации, повальной коррупции, полицейского насилия и отсутствия политических прав и свобод. Уничтожение оппозиции в стране, запрет на проведение мирных митингов, собраний и акций протеста, попытка введения религиозной монополии, да и сама диктатура тоже толкают протестно настроенную молодежь в ряды движений политического ислама.
Основные выводы Серика Бейсембаева таковы: «высокий уровень образования, социальный оптимизм, политическая лояльность, низкая миграционная активность и позитивная гражданская идентичность – это факторы, которые позволяют рассматривать молодежь в качестве стратегического ресурса для развития страны. В случае дальнейшего накапливания социальных проблем и неэффективной реализации государственной политики среди молодежи будут нарастать тенденции социального отчуждения и маргинализации. Именно данная страта молодежи на сегодняшний день выступает группой риска с точки зрения социальной и политической стабильности в Казахстане».
Акординского эксперта понять можно, он пытаются сигнализировать своим хозяевам о «группах риска». Впрочем и после событий в Шаныраке, чиновники акимата Алматы напрямую называли жителей предместий и пригородов, особенно молодых людей, «социально опасными элементами», способными дестабилизировать ситуацию. Их опасения реальны — прошлогодние массовые выступления на концерте Нуртаса в Алматы, выступления с сепаратистскими лозунгами футбольных фанатов в Актобе, говорят уже о многом.
- Сегодня молодежная политика подается государством как сфера идеологии, т.е. воспитание патриотизма, работа с молодежными общественными объединениями, – считает руководитель ЦАИ «Альтернатива», политолог Андрей ЧЕБОТАРЕВ. – Но что действительно нужно молодежи? У них ведь те же потребности, что и у любого человека – дом, семья, хорошая постоянная работа, гарантии будущего и т.д. На это нужно обращать внимание. У каждого молодого человека должны быть четкие ориентиры в будущем – либо быть цивилизованным хозяином своей жизни, либо «Коктейлем Молотова» в чужих руках, – отмечает политолог.
Академик международной академии информатизации Александр Зайцев высказал мнение, что ресурсы молодёжи поглощены интересам бизнеса.
Академик международной академии информатизации Александр Зайцев высказал мнение, что ресурсы молодёжи поглощены интересам бизнеса.
И действительно, так называемая «государственная молодёжная политика» Казахстана работает не на благо молодёжи, наоборот, она подчиняет молодёжь интересам олигархии и крупного капитала и занимается соответствующей идеологией, вместо того, чтобы думать о материальном благополучии молодёжи, например, о её трудоустройстве, для чего необходимо создавать рабочие места, а для этого надо создавать и восстанавливать предприятия, обеспечивать бесплатными жильём и образованием и др.
Поэтому необходимо противопоставить ей свою независимую молодёжную политику оппозиционного характера. Вопреки некоторым высказываниям в ходе обсуждения о том, что страна переходит от «тоталитаризма к демократии», следует признать, что демократии в РК не было и нет, мы имеем бонапартистскую диктатуру в пользу горстки олигархов.
Чтобы реально изменить ситуацию, сменить вектор социального и политического развития страны, необходимо массовое движение за социальные и демократические перемены при поддержке и участии молодёжи, через вовлечение её в политику и классовую борьбу за свои социальные и политические права, участие и создание новых демократических молодёжных организаций из числа студентов, школьников, рабочей и безработной молодежи. Главной составляющей этого движения и молодежной протестной активности должна стать борьба за социализм и подлинную демократию.
Только после изменения социально-экономической и политической модели, национализации всех богатств и промышленности, широкого участия трудящихся и молодежи в управлении государством, изменится политика и в отношении самой молодежи. Иного не дано. Иначе еще долгие годы прозябания в нищете и угнетении.
Немає коментарів:
Дописати коментар