четвер, 25 вересня 2014 р.

Альбина Ахметова: Когда молчат солдаты

«Диверсант», «Штарфбат», «Морские дьяволы», «Кадетство»…. Российских сериалов и кинофильмов про армию не просто много, а очень много. Средств на пропаганду своих вооруженных сил северный сосед не жалеет, особенно с учетом того, что периодически вводит войска то в одно, то в другое ранее дружественное государство. Компенсировать статус агрессора в глазах доверчивого обывателя как раз и помогает максимально слезоточиво-сопливая продукция про милых защитников отечества, где щедрым елеем струятся такие пафосные, но беспроигрышные понятия, как «воинский долг», «офицерская честь» и прочие банальности, бьющие прямо в цель зрительского восприятия.
В итоге, не смотря на все «миротворческие подвиги» фактических оккупантов, армию РФ аудитория российской продукции воспринимает как однозначных освободителей, несущих свет, добро и массу других положительностей освобожденным народам. Казахстанские зрители, а не для кого не секрет, что наша страна плотно и прочно входит в российское медиа-пространство, исключением не являются. И не только потому, что подобная продукция северного соседа обильна и динамична. Во многом причина кроется и в том, что собственной продукции на данную тему Казахстан не производит в принципе. В ходе расспросов с отечественными киношниками с трудом удалось вспомнить лишь три картины, посвященные вооруженным силам Казахстана, снятые на протяжении последних 20 лет: фильм «Десант», сериал «Жас улан» (отечественный вариант «Кадетства»), и фильм «Возвращение в А» (и то, данную картину с большим трудом можно отнести к тематической продукции). Вот, собственно, и все. Таким образом выходит, что о российской армии казахстанцы знают практически все, а своей не просто ничего не знают, но вообще смутно догадываются о ее наличии как таковой. Помнится, еще Наполеон говорил, что если государство отказывается кормить свою армию, ему придется кормить чужую. К пропаганде эти слова также относятся. 
- Можно с уверенностью сказать, что какая-либо имиджевая работа у нас в стране не проводится вообще, - отметил казахстанский режиссер и продюсер Рашид Селейменов, - а пропагандистская работа отсутствует как таковая. Наши люди в большинстве своем понятия не имеют, что сейчас из себя представляет наша армия. Если бы не военные парады, казахстанцы вообще были бы уверены, что армии в стране нет. Особенно если сравнить, как подобная работа ведется в США или Росси. А тем временем, наша армия не просто существует, она – одна из самых боеспособных в Центральной Азии.
Стоит отметить, что Рашид Сулейменов представляет одну из самых продуктивных продюсерских компаний страны, производящей не менее 50 процентов продукции для казахстанских телеканалов. По его словам, за все годы существования производственной компании «Коркем фильм», ни одного заказа на военную тему к ним не поступало. Такая же неутешительная статистика и у других подобных студий в Казахстане. Несколько лет назад студия «Лев, возглавляемая известным в Казахстане и в России режиссером и продюсером Абаем Карпыковым. Начала работу над сценарием сериала о пограничных войсках. Однако проект был остановлен на стадии разработки сюжетных линий. В пресс-службе киностудии «Казахфильм» также отметили, что картина «Возвращение в А» данную тему отработала сполна на несколько лет вперед, и в ближайшие годы ни лдной картины на армейскую тематику запускать не планируется. Кстати, на основе личного опыта также могу сказать, что два года назад были обнаружены уникальные сведения о героизме казахстанцев в годы Великой Отечественной войны, которые скрывались под грифом «секретно» в течение 70 лет. Материала набралось на целый сериал. Однако с большим трудом удалось добиться производства одного документального фильма о судьбе одной дивизии. Вот, собственно, и все. А кто-нибудь помнит, что первым знамя на Рейхстаг повесил наш земляк Рахимжан Кошкарбаев? А многие ли знают, что контингент казахстанских военных специалистов принимал участие в иракской миссии, причем с нашей стороны она действительно была миротворческой – казахстанцы занимались разминированием и оказанием медицинской помощи местным жителям? И наверняка никто не в курсе, что наш земляк Кайрат Кудабаев ценой своей жизни спас десятки сослуживцев, накрыв своим телом случайно упавший на землю при погрузке снаряд. Да в США он бы давно стал национальным героем, а у нас молчок.
- Патриотическое воспитание в первую очередь включает в себя в себя рекламу армии, - продолжает Рашид Сулейменов, - Армия – это формирование мужчины. А мы этот аспект вообще упускаем. И как результат имеем поколение инфантильных анархистов. Со своей стороны я бы счел за честь быть причастным к работе по патриотическому воспитанию. Стоит вспомнить хотя бы пример прекрасных советских фильмов. Ничего изобретать не надо, просто возобновить хорошую традицию.
О необходимости производить как можно больше продукции на военную тему говорит и известный казахстанский драматург и сценарист Зауреш Ергалиева.
- Практическое отсутствие фильмов об армии - это большое упущение казахского кино, - уверена моя собеседница, - Во -первых, страна с такой значительной территорией, с такой огромной протяжённостью границ обязана иметь крепкую современную армию и важность этого факта должна иметь отражение в национальном искусстве. Как говорили древние римляне – Si vis pacem para bellum. (Хочешь мира, готовься к войне). Во-вторых, с точки зрения драмы – жизнь солдата, офицерского состава представляют реальный материал для захватывающих сюжетов. Армейская жизнь – это человеческие судьбы, это в основном молодёжь, которой надо пройти серьёзные физические и психологические испытания. Теперь это не только юноши, но и девушки. Где, как ни здесь, возможны драматические повороты и богатейшие возможности для фабул и историй. Таким образом – фильмы об армии – это вклад и в государственную необходимость, и в искусство драмы.
Но в реальности, как уже говорилось ранее, картина складывается удручающая. Как известно, в первую очередь подобную пропагандистскую работу должно вести Министерство обороны. Однако, отправив три запроса в силовое ведомство (после двух придирок к оформлению) и прождав неделю, никакого официального ответа мы так и не получили. Пришлось обращаться за разъяснением ситуации к неофициальным источникам в виде знающих людей, но не желающих себя назвать. Что ж, думается, даже такая информация заслуживает внимания. Итак, выяснить сумму, которая выделяется Министерству обороны для агитационной работы выяснить так и не удалось. Зато довелось узнать, что сама структура департаментов, проводящих такую работу, довольно запутана. «Существует бюджет департамента воспитательной работы и идеологии, ДВИР и департамента по связям со СМИ, ДСМИ. ДВИР - в основном финансирует процессы воспитания и идеологии войсках, а ДСМИ- внешнее позиционирование армии: газеты, веб сайты МО РК» - сообщил мой добровольный информатор, откликнувшийся на призыв помочь в Интернете, - «Процедура как и во всех министерствах: за формирование бюджета отвечает администратор бюджетной программы, а за его освоение другие контролирующие органы как внутри МО, так и извне. При этом главный критерий - освоение бюджета. А качество - второстепенно.»
Вот такая информация к размышлению. Со своей стороны мы все же надеемся дождаться официальной реакции со стороны Министерства обороны, поскольку раскрыть подобную тему до конца в рамках одного материала невозможно. Пока же мы имеем то, что имеем – подрастающее поколение, получающее информацию в основном из телевизора, восхищается подвигами российских или американских «спасителей мира», понятия не имея о реалиях собственной страны. Как отметил один известный общественный деятель насчет парадоксальной ситуации, сложившейся из-за гегемонии российской продукции на казахстанском кино и теле рынке: «Мы знаем о них (россиянах) все, они о нас – ничего. И не хотят знать.»
И в этом нет ничего удивительного, поскольку мы и сами ничего о себе не хотим знать.

Альбина Ахметова Для "Трибуны" от 24.09.2014

Немає коментарів:

Дописати коментар