середу, 30 вересня 2015 р.

Телевизор как костёр в джунглях Европы.

Часто телевизор (телевидение) сравнивают с оружием массового поражения. Что очевидно справедливо в условиях информационных войн и актуально для наших дней. Сравнение корректно в смысле манипуляции сознанием телезрителей, их оболванивания политическими жуликами и глобальными авантюристами типа Путина. Но я бы обратил внимание на глубинное структурное основание этого деструктивного процесса телевредительства, ускользающее от поверхностного наблюдения.

Но сначала - о каких джунглях в Европе тут речь? В чем смысл этой метафоры применительно к нам, части Европы?
Ален де Бенуа: "Часто спрашивают, что Европа дала миру, что является ее уникальным вкладом? Возможно, лучший ответ - понятие объективности. Всё остальное вытекает из него - идея личности и ее свободы, общее благо, отличное от частных интересов; справедливость как стремление к правде... дистанцированность и возможность самокритики; способность к диалогу, наконец, само понятие истины".
Потому человек европейской культуры - человек рационального мышления и правового порядка в интеллектуальном пространстве от Декарта и Канта до Маркса и Макса Вебера.
Антитеза - иррациональность и субъективизм.
Что и почему делает с нами телевизор? Он разрушает это пространство объективности, рациональности и законности. И делает он это очень эффективно - культивируя субъективизм, опуская нас, телезрителей, на уровень родово-племенного сообщества. Каждя современная семья у вечернего телевизора в своей квартире - точный аналог первобытного племени у костра в джунглях возле или внутри своего шалаша (вигвама, типи, чума). А вещающие в телевизоре жулики и авантюристы - копия архаичных жрецов и колдунов, которые загоняют семью, завороженную мерцающим светом экрана, в символическое пространство, огороженное системой тотемов и табу.
Далее, друзья, развивайте тему сами. Скажу только, что, как мне кажется, украинцы успешно ломают этот симолический "забор", а вот россияне восторженно пляшут возле своего костра, падая ниц перед тотемом-путиным ("Без Путина нет России") и застывая от ужаса пред табуированными "укрофашистами".
Nikolay Kozyrev

Немає коментарів:

Дописати коментар