Как российский офицер Вахитов стал Якубовым и представлял «народную республику» в контактах с ОБСЕ
Российско-украинская война дает множество примеров гибридного инструментария страны агрессора, сообщает Укринформ. Можно навскидку сказать, что в перечне наших «печальных» популярностей мы фигурируем не только как полигон кибератак, страна, сначала почти все потерявшая из-за кадровых и военных ошибок, но выжившая и стремительно приобретающая и силу, и опыт. Но также и как страна иллюстраций – как здесь «располагались», «росли», делали карьеру кадровые российские военные, имитирующие местное население, пророссийских «ополченцев».
Нижеследующая история, которой с Укринформом поделились источники, дает даже чуть больше. Это история о том, как «ихтамнеты» пробираются и в Европу. Конкретно – как российские военные сотрудничали с мониторинговой миссией ОБСЕ.
У нас нет претензий к последней. Миссия инспекторов или «мониторов» (так их называют в среде дипломатов и ученых международников) – разговаривать со всеми и добиваться, чтоб на подведомственной территории поменьше стреляли. Но все же хотим отметить, что это взаимодействие тоже носит по-своему гибридный характер.
Впрочем, давайте по-порядку.
ИЗ ТАНКИСТОВ – В ВОДОПРОВОДЧИКИ, А ЗАТЕМ В ОККУПАНТЫ, ИЛИ – КАК ГРУ СОБИРАЛА КАДРЫ ДЛЯ ДОНБАССА
Руслан Халилович Вахитов – выпускник Челябинского высшего танкового училища, Общевойсковой академии ВС РФ, военнослужащий ВС РФ. По переданным нам данным, он в 2008 году уволился из армии, какое-то время жил в Воронеже и подвизался в обществе с ограниченной ответственностью «Амулет». Для интереса, погуглили – что такое компания «Амулет» (дали в поисковик два слова – амулет и Воронеж). Нашли компанию. Ее профиль – торговля скобяными изделиями, водопроводным и отопительным оборудованием, а также рыбой и морепродуктами.
Согласитесь, как-то скучновато для офицера, взращенного на победобесии, на идеологии победителя, завоевателя, великого миссионера. Нет, Руслан Вахитов не тяготился своим статусом. Пенсия военного, плюс капала денежка от торговли унитазами, кабелями и рыбой. Жене – шуба, детям – покемоны, дважды в год Турция, парад по телевизору на 9 мая, профиль в Одноклассниках и ВК (фото прилагаем) свидетельствовали о том, что спокойная бюргерская жизнь была Руслану Вахитову по вкусу. Даже мечта о великой советской России стала угасать.
Но вот однажды вечером Руслану Халиловичу позвонили…
Предполагаю, что было именно так. Не исключено, конечно, что позвонили утром или в полдень. Но сам факт – для войны на Донбассе ГРУ стало собирать под свои знамена отставных военных – достаточно красноречив. Годков клиентам было хорошо за сорок. Они не особо резво бегают, не прыгают, языков не знают. Но не набралось, скорее всего, молодых офицеров, готовых двухсотыми возвращаться в Россию в больших машинах для перевозки мороженого под чужим именем и с диагнозом: «инфаркт». Остальные стервецы в случае смерти хотели умереть героями, а не наемниками без роду-племени. России были нужны вот такие Халиловичи.
Русланы Халиловичи были готовы на все, даже на смену имени. Думаю, что куратор из ГРУ был весьма доволен, что советский (лишенный каких-либо этнических признаков) этнос в лице таких вот Вахитовых продолжает свое существование даже через 30 лет после распада Советского Союза.
Вахитов – фамилия татарская. Любопытно. Украинские крымские татары терпят лишения и умирают за свой народ, а российские татары готовы умирать на чужой земле за Советский союз под российским именем. Такие вот метамарфозы происходят, когда татары становятся советским этносом.
Так Вахитов безропотно, а даже и охотно и с огоньком, стал Якубовым. Поскольку со своим именем ехать на Донбасс было нельзя, Руслан Халилович согласился на Якубова. Жена, наверное, побушевала, но успокоилась, узнала, что в деньгах не потеряет (даже наоборот – такой трофей, как Донбасс и полная бесконтрольность), а остальное как выйдет.
ВАХИТОВ-ЯКУБОВ – ИНСПЕКТОРУ ОБСЕ: НИ КЛОЧКА ЗЕМЛИ (УКРАИНСКОЙ ЗЕМЛИ) НЕ ОТДАДИМ
Шутки о довоенной истории полковника ГРУ закончились, дальше – серьезно.
Учитывая, что он - кадр старой закалки, Якубову-Вахитову было поручено серьезное дело. А именно – установка и развитие контактов с представителями ОБСЕ. И при этом ему вменялось в обязанность – Украину дискредитировать, не оставляя российских отпечатков пальцев. Или, говоря официальным языком, не допустить позиционирования мировым сообществом России как стороны конфликта на востоке Украины и создать все необходимые условия для налаживания прямого контакта между киевскими властями и сепаратистами. И в первой части ему это удалось. Вахитов-Якубов стал «звездой» телевидения на неподконтрольных территориях.
16 февраля 2016 года подконтрольные оккупантам СМИ распространили видео встречи уже экс-заместителя Главы Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине Александра Хуга с т.н. «начальником штаба 1-го армейского корпуса ВС ДНР» полковником Якубовым Русланом (позывной «ЯКУБ») в районе поселка Зайцево.
«Мы не допустим, ни клочка земли не отдадим. Все это земля наша, поэтому оставлять земли мы не собираемся», – рапортовал Вахитов Александру Хугу.
Мы не видели неофициальных отчетов господина Хуга своему начальству. Но, подозреваем, в них не фигурировало замечание о том, что на Донбассе с ним стоит и разговаривает российский военный и прямым текстом говорит ему, что из Украины русские уходить не собираются. Это была не единственная встреча.
КАК ВАХИТОВ ОКУЧИВАЕТ ОБСЕ И ДОКЛАДЫВАЕТ ВСЕ ГЕНШТАБУ РОССИИ
С момента февральской встречи 2016 года в донецком селе полковника «Якубова» и инспектора Хуга первый подрос до «генерал-майора» и в апреле 2017 года возглавил т.н. «представительство ДНР в Совместном центре контроля и координации в переговорном процессе».
«Совместный центр контроля и координации» – это, в общем-то, навязанная Украине для сотрудничества структурка для трудоустройства российских офицеров. Но отметим, что Вахитов там играет роль ополченца. Дальше – больше: российские кураторы начинают поднимать господину «Якубову» его статус.
Уже в сентябре 2017 года «Якубов» прилетает в Минск и предпринимает попытку принять участие в работе рабочей группы по вопросам безопасности Трехсторонней контактной группы. Но украинская сторона, хорошо зная нашего «героя», отказалась с ним общаться. Любопытно, что Руслан Халилович не сильно опечалился тем, что не попал за стол переговоров в качестве сторонника ОРДЛО. А тут же отправился в Москву (заливать горе, объясняться?). В Укринформе сохранились данные его рейса.
Чуть позже, в декабре 2017 года, представители Вооруженных сил РФ прекратили свое участие в Совместном центре контроля и координации в переговорном процессе (именно в эту структурку пристроили нашего героя, далее – СЦКК). А его руководитель – генерал-лейтенант Костарев рекомендовал Мониторинговой миссии ОБСЕ «продолжить взаимодействие непосредственно с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей», в том числе с руководителем «представительства ОРДО в СЦКК и переговорном процессе» генерал-майором Якубовым Русланом Халиловичем.
Попросту говоря: российского военного «Якубова» выдали миссии ОБСЕ в качестве местного представителя ОРДЛО…
Естественно, обо всех своих разговорах, официальных и неофициальных встречах с сотрудниками ОБСЕ, обо всех успехах в своей кампании по дезинформированию международных наблюдателей, Руслан Вахитов регулярно докладывает в российский Генштаб. Один из таких докладов про результаты встречи Вахитова с Хугом в июне 2018 года оказался в нашем распоряжении.
ПО СУТИ О ГИБРИДНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ГРУ-ШНИКОВ С ОБСЕ
В начале этой статьи мы упомянули, что Украина интересна еще и иллюстрацией того, как гибридно взаимодействуют россияне с международными организациями. Они делают вид, что они местные «ополченцы», а инспектора (верят или не верят), но внимательно слушают.
Россияне делают вид, что «защищают», на самом деле – подрывают изнутри. Делают вид, что бояться напряжения и обострения, а на самом деле – создают его, разыгрывая иногда кровавый спектакль на глазах у международных наблюдателей.
Напомним только один громкий инцидент, связанный с ОБСЕ. Александр Хуг дал интервью, в котором заявил, что миссия ОБСЕ «не увидела прямого вмешательства», оно было быстро подхвачено как украинскими, так и российскими СМИ. Последовала волна возмущений и доказательств обратного, Хуг через пару дней забрал свои слова обратно.
Если исследовать отчет, который наш «герой» отправляет в Москву, то даже зная многое о путинской России, не перестаешь удивляться. Якубов (фактически враг и агрессор) «информирует», что Украина на линии соприкосновения будет «создавать напряжение во время Чемпионата мира по футболу», уверяет, что будет защищать Донбасс, отвечая на «агрессию украинской стороны», говорит, что «Украина применяет устрашающую тактику для запугивания миссии».
Что особо бросается в глаза в отчете Вахитова, – это ситуация по предприятию «Вода Донбасса». Мы знаем, что это – крупнейшее предприятие, часть которого находится на неконтролируемой территории. Украина вкладывает огромные деньги, чтоб не погубить водоснабжение региона. Так вот, миссия отказалась там проводить свое инспектирование, при этом россияне виноватыми пытаются представить обе стороны: и украинскую, и ОРДЛО-вскую. Безумие – думать, что Украина будет стрелять по предприятиям, в которые вкладывает десятки миллионов долларов. Но тональность отчета именно такая: «стороны нарушают».
Вот такая история.
На момент написания материала Руслан Якубов по-прежнему числится на сайте представительства «Донецкой народной республики в совместном центре контроля и координации в переговорном процессе». Учитывая угрозу водоснабжению региона, критическое состояние мостовых переправ, массовое увольнение сотрудников с предприятий, он хорошо делает свою работу по уничтожению Донбасса. Уничтожая стратегически важные объекты, по телевидению он дискредитирует украинскую армию.
Впрочем, вопреки всем прогнозам и несмотря на плотное взаимодействие с ОБСЕ, – правде свойственно побеждать. Миссия ОБСЕ уже дважды в этом году обнаружила и отрапортовала про новейшие российские системы радиоэлектронной борьбы на оккупированной части Донбасса.
Может быть, рассказанная нами история тоже внесет свою лепту в то, чтобы европейские институции и европейские политики в поисках выхода из «конфликта на Донбассе» (как это звучит в распространенной европейской трактовке), понимали – кем и как создан и нагнетается этот «конфликт». И, зная историю офицера Вахитова-Халилова, знали четкий ответ на мессидж «ихтамнет».
Лана Самохвалова, Киев
Немає коментарів:
Дописати коментар