неділя, 24 травня 2015 р.

Николай Козырев: Признание

Недавно мне пришлось провалить тест на профпригодность, участвуя в небольшой дискуссии о том, надо ли правозащитникам поддержать ЛГБТ-сообщество. В частнрости, по их просьбе поддержать проведение ими Международного форума "КиївПрайд-2015" - 2-8/2015.

Я высказался против, но коллег не убедил: победила точка зрения, что я не понимаю "современное общество", что публичные манифестации этого сообщества - в тренде современного общественного прогресса и что вообще если не поддержим, будем выглядеть ретроградами, не уважающими права меньшинств.
Мои жалкие аргументы были таковы:
1. Правозащитная поддержка любых меньшинств априорна, и ее незачем специально декларировать: если ваши права будут нарушены, мы будем вас защищать.
2. Поддержать Форум, значит, участвовать в нем. Это неприемлемо со многих точек зрения, в том числе с эстетической.
3. По аналогии с тем, что представители украинской эстрадной поп-культуры в этом году не участвуют в "Евровидении" по причине неуместности этой общенародной веселухи во время войны, предложить и геям с лесбиянками воздержаться от своих мероприятий по той же причине.
4. Публичные манифестации ЛГБТ-сообщества в любой форме - это никакой не прогресс. Наоборот, это проявление кризиса культуры. Европейской культуры. Этот кризис подтачивает традиционные институты общества, а в условиях украинского системного постсоветского бардака - единственного института, который еще удерживает почву под ногами, - института семьи.
Немного разверну последний тезис.
Современная европейская культура - не просто хранительница Прометеева огня, - она использовала его энгергию для технологического прорыва. Скажем, для примера,один из элементов этого прорыва - научно-рациональное использование внутренней энергии бензина в двигателе внутреннего сгорания.
Однако еще с конца 19-го века, когда чуткий гений Ницше зафиксировал нечто ранее невиданное, - что "Бог умер", - европейская культура в привычных координатах декартовско-кантовского рационализма подверглась эрозии нигилизма. Не только стала "распадаться связь времен", но и связь внутреннего мира человека с материальными основами его жизни. Слово (мысль) человека и его дело (и тело) разделились. Наступила эпоха Teilmensch- частичного человека, отчужденного от своей сущности. Он стал частью машины, что так мастерски показал Чарли Чаплин.
В этих условиях тотального отчуждения реальность превращается в фантом, и ее убедительность для "частичного человека" подтверждается только его телесностью. Мыслит уже не он, мыслит "за него" в другом месте некто Другой. В лаборатории или в парламенте. Ему остались радости ощущений. В том числе от водки и "полового плюрализма".
В постсоветской культуре все чаще мы наблюдаем эпатажные эксперименты с телесностью и перемещение сексуальности из приватных топосов в публичные. ЛГБТ-сообщество всего лишь "передовики производства" в этом процессе превращения телесности в объект потребления, в статусообразующий признак. "Революция тела" стала повесткой дня для молодежти, а "героизация потребления" теперь оказалась единственной почвой для обретения идентичности. "Человек желающий" становится героем нашего времени, а его потребительский нарциссизм, раскрепощение тела - единственным убежищем в обезбоженном и обесчеловеченном мире.
Беда еще в том, что мы, постсоветские люди, не имеем культурной прививки против этой внешней тенденции распада европейской культуры. Западный человек столетиями обретал свою идентичность в мире развитого института частной собственности, обретал право на самого себя, на свою автономность, в том числе и на свою телесность в границах культуры. И он не становится легкой жертвой распада. Мы же, насмотревшись голливудских сюжетов об обмене телом и полом, подобно чукче от спирта, готовы легко и радостно погружаться в иллюзорный мир, где биология торжествует над разумом, где гламурные журналы вытесняют книгу, а смартфон - живое общение. Где Он или Она более интересны не выше, а ниже пояса.. И думаем, что это и есть прогресс и "современная" Европа.
Конец лекции. И простите за занудство.

Немає коментарів:

Дописати коментар