Новая программа Назарбаева, предвыборные ожидания, закрытие Коммунистической партии, массовая приватизация и легализация капиталов, игры патриотов и националистов, уничтожение независимых профсоюзов, все это сейчас витает в нынешней политической атмосфере Казахстана.
Новые маневры власти
Назарбаев на собрании своей собственной партии «Нур-Отан» 11 ноября провозгласил новую программу «Нурлы жол — путь в будущее», которая по сути становится и его предвыборной платформой. Интересно, что данное послание было озвучено не в парламенте и не на широком мероприятии, а на партийной конференции, что уже само по себе больше похоже на подготовку к предстоящей кампании, чем на дежурную ежегодную речь.
Впрочем нынешнее послание не отличается новизной, так как тезисы высказанные Елбасы уже были заложены в программы правительства, в рамках уже проводимого курса «структурной перестройки» экономики. Отличительной чертой стало подчеркивание задачи развития транспортных артерий в деле увеличения объемов поставок добываемого сырья в КНР, что очень похоже на действия Кремля в деле открытия «восточного потока».
Другим важным фактором стало заявление о необходимости использования средств Национального фонда, куда скапливались средства от продажи природных ресурсов. Эти средства будут якобы вложены в развитие отечественной экономики, что еще раз показывает признание акордой серьезного системного кризиса. В этом плане этот шаг тоже во многом копирует корректировку бюджета РФ в связи со снижением цен на нефть и вливанием значительных средств из фондов.
Подобные действия происходят на фоне массовой приватизации в стране, закрытия сотен организаций и предприятий, процесса легализации капиталов, что в целом показывают лихорадочные приготовления к будущим серьезным изменениям в политической системе и к неминуемым выборам. В связи с этим акорда даже намерена отложить новую девальвацию тенге.
Полным ходом идет процесс по подготовке передачи власти лицам, гарантирующим преемственность, сохранение богатств и положения семьи Назарбаева и воцарения в перспективе на троне, ныне несовершеннолетних сыновей Назарбаева. Мы всегда говорили о таком варианте. Сейчас на первый план в партийно-бюрократическом механизме выдвигается Дарига Назарбаева, которая уже возглавляет фракцию «Нур-Отана» в Мажилисе и которая выступила одной из первый после речи Елбасы.
Однако это не говорит о том, что борьба между главными группировками Дариги Назарбаевой с одной стороны и Карима Масимова и Тимура Кулибаева с другой прекратилась. Наоборот в связи с показным выдвижением старшей дочери, эти противоречия сейчас только усилятся. Казалось бы правящая клика консолидирована как никогда, все конкурирующие олигархические группы нейтрализованы, а их активы экспроприированы, Франция готова выдать Мухтара Аблязова, но все в Астане объяты страхом перед будущем.
Перестановки лиц в госаппарате должны обеспечить, как выборы, так и возможную так и проведение необходимых конституционных и других крупных изменений в политической системе. Признанный системный кризис сырьевой экономики, рост социального недовольства, подталкивают правящую верхушку побыстрее провести эти процессы. Бонапартистский режим, несмотря на громкие декларации о либерализации и увеличение роли парламента и правительства, просто еще раз сменит декорации, с целью установления в будущем династической формы передачи власти по примеру того же Азербайджана.
Запрет Компартии, как признак надвигающихся выборов
Предположения о возможных выборах подтверждает и возня Минюста по закрытию Коммунистической партии Казахстана (КПК). То что, КПК была в длительном кризисе, а ее программа и деятельность явно не соответствовали её названию, мы говорили не раз и сейчас не отказываемся от своей оценки эволюции данной организации. Но на сегодняшний момент уничтожение КПК является частью общей государственной кампании репрессий, зачистки политического поля и ликвидации всех гражданских и политических прав на объединение в свои профсоюзы, на создание партий, на проведение митингов, собраний и забастовок.
Эта линия совпадает и с правой идеологической концепцией проведения неолиберальной драконовской антирабочей социально-экономической политики, проводимой диктаторскими методами при полном разгроме всех организаций и групп, которые могут хотя бы потенциально представлять угрозу режиму или быть фактором для объединения протестных групп в будущем. КПК не смотря на нынешнее свое состояние, но имея регистрацию, может стать во время выборов легальной формой консолидации протестно настроенного электората в ситуации ухудшения социального положения трудящихся и широких слоев общества.
Подобная быстрая расправа с КПК, как раз и связана с возможными внеочередными парламентскими и президентскими выборами, в преддверии возможных конституционных изменений в политической системе страны. Особенно это важно для акорды в ситуации дряхления президента и обостряющейся борьбы внутри правящей верхушки, которая не может себе позволить пустить на выборы неподконтрольную партию, по спискам которой могут пойти деятели и активисты запрещенных или закрытых оппозиционных организаций.
«Традиционному» электорату администрация президента давно пытается представить в качестве официальной конструктивной «оппозиции» проназарбаевскую Общенациональную Социал-демократическую Партию (ОСДП), партию клон — Коммунистическую Народную Партию Казахстана (КНПК) и право-буржуржуазную партию «Ак-Жол». Создание властями клонов вообще излюбленная тактика властей, которые в частности зарегистрировали даже клон нашего казахстанского рабочего профсоюза «Жанарту» и также пытались расколоть Социалистическое Движение Казахстана.
Подобное уничтожение КПК, якобы по заявлению самих членов партии, делает любые выборы на сегодняшний момент безальтернативными в Казахстане. Бонапартистский режим Назарбаева сформировал модель имитирующую многопартийность, когда все формальные организации полностью контролируются и управляются из администрации президента. Голосование за любую оставшуюся — означает голосование за партию власти и олигархов.
Назарбаев этой ликвидацией КПК также достигает и свою главную цель — полностью устраняет официальное присутствие коммунистической организации и идеологии в стране, и закрывает возможность для левых легально претендовать на участие в выборах и в общенациональных акциях. На фоне постоянной государственной антикоммунистической пропаганды, сноса всех памятников и атрибутов советского прошлого, это смотрится логично. Не исключено, что акорда также не хочет повторения эффекта Компартии Украины, которая стала в период кризиса сосредоточием пророссийских сил и настроений.
Закрытие КПК, наряду с принятием антирабочего закона «О профсоюзах», введением Уголовного Кодекса, карающего за участие в незаконных забастовках, за призывы и подстрекательства к забастовкам, за участие в незарегистрированных профсоюзах и партиях, за проведение мирных собраний и митингов, за разжигание «социальной розни», должно стать еще одним пунктом в международных кампаниях протеста против диктатуры и разоблачающих нынешний режим.
Однако, ликвидацией старейшей партии, акорда не выполнит поставленную задачу. Наоборот процесс политизации и радикализации рабочего движения и протестных выступлений необратим. Трудящиеся будут искать свое политическое представительство в новых организациях, представляющих левую альтернативу нынешнему курсу. В этой ситуации Социалистическое Движение Казахстана (СДК) совместно с профсоюзом «Жанарту» усилит свою пропаганду идеи формирования последовательной классовой Социалистической Рабочей Партии, способной бороться за изменение социальной и политической системы в стране.
О «сепаратизмах» реальных и мнимых
Помимо окончательного разгрома легальной оппозиции, предвыборных ожиданий и страха населения перед новой девальвацией, многих волнует искусственно раздутая тема русского «сепаратизма». Интернет пространство и особенно социальные сети РК бывают просто завалены материалами и постами, проецирующими страхи правящей верхушки и придворных патриотов о возможном отторжении Кремлем Севера Казахстана и повторения событий, имевших место в Восточной Украине. Некоторые оголтелые националисты после референдума в Крыму стали призывать даже к этническим чисткам, чтобы уничтожить «пятую колонну» в Казахстане.
Но эти страшилки, распространяемые дувановыми и националистами для внутреннего потребления, с целью отвлечения общественного мнения от реальных социально-экономических проблем, падения жизненного уровня и роста цен, были подхвачены и некоторыми «левыми» в России в их поверхностных оценках и анализе ситуации в РК.
В Казахстане просто не существует серьезной социальной, экономической и политической основы для русского сепаратизма. Это выражается в первую очередь в отсутствии пророссийски настроенной буржуазии и олигархов, способных играть на расколе и сепаратизме, готовых организационно и финансово поддерживать подобные настроения. Данного фактора просто нет в природе.
Не последнюю роль играет и полное отсутствие политических движений и объединений, опирающихся на этнически русских или русскоязычную часть общества, а также собственной прессы. Все так называемые официальные «казачьи войска», русские и славянские общества еще с конца 90-х стали «голубыми»(под цвет флага), поддержав акорду и лично Назарбаева, изначально находились под контролем спецслужб и свели свою деятельность к культурным вопросам.
Российский империализм также не заинтересован в разделе Казахстана, располагающегося на периферии и вошедшего в ТС и ЕАЭС, являющегося сырьевым придатком и рынком сбыта для товаров РФ, КНР и ЕС. Кремль будет стараться интегрировать казахскую экономику через финансовую экспансию, инвестиции капиталов и через постепенное вытеснение западных компаний.
Вся же возня с заявлениями Путина об отсутствии в прошлом границ Казахстана и игра слов Назарбаева о «незыблемости суверенитета», конечно вскрывают противоречия между российскими и казахстанскими капиталистами, но не означают раскола или развода, а являются игрой и торгом по вопросам взаимных уступок. Акорда пытается лишь затормозить процесс политической интеграции в рамках ЕАЭС, на что Кремль нервно реагирует и дает через жириновских и прочих клоунов угрожающие сигналы правящей камарилье в Астане.
Если рассматривать перспективы распада и раздела Казахстана, если он и произойдет, то не по линии русские — казахи, а по региональному, родовому и жузовому признаку. Трайбализм правящих групп и станет той самой главной угрозой распада Казахстана в случае ухода Назарбаева в небытие. На этих настроениях и продолжают играть некоторые деятели Мадшего Жуза типа Имангали Тасмагамбетова или Аслана Мусина. Типичными представителями таких местных олигархов, бандитов и чиновников со своей частной армией, были братья Рыскалиевы, устраненные Назарбаевым в 2013 году.
Мусин и его сторонники оказались разбитыми, рассеялись и затаились. Но это не означает конца подобных инициатив и стремлений местных группировок уйти из под контроля Астаны. Поэтому следует ожидать не отпадение Севера, где уже нет крупных промышленных центров наподобие Донбасса, а появления допустим «народных республик» на Западе Казахстана, богатом нефтью и газом. Именно борьба за ресурсы будет определяющей в противостоянии группировок после смерти Елбасы.
О националистах и их роли
Также не выдерживает критики выражения типа того, что националисты станут главной силой и руководством протестов в Казахстане, как в той же Украине, в случае социального взрыва и массового недовольства. Не станут! Это отчетливо показал Жанаозен, выступления молодежи против девальвации в феврале этого года и другие социальные движения. Сами по себе националистические группы слабы, раздроблены, не имеют выработанной идеологии и массовой поддержки и тем более не могут стать центрами протестной активности. Их сторонники в основном сосредоточены в социальных сетях и являются ретрансляторами идей акорды и крупной буржуазии.
Опасность их заключается в том, что они пытаются разжечь межнациональную вражду, навязать свои идеи безработной казахскоязычной молодежи и просто своими постами запутывают и отвлекают простых граждан от реальных социальных и экономических проблем, вызванных нынешним курсом правительства. В ход идут и патриотические призывы объединения вокруг трона Елбасы в противовес действиям главного врага — Москвы. На фоне запрета всей оппозиционной прессы и оппозиционных структур, произошел просто взрывной рост количества националистических ресурсов и групп в интернете, поощряемых и финансируемых режимом.
Вызывает опасение и усиление ультраправых групп и деятелей в среде казахских националистов, сопровождавшихся публикациями, восхваляющих Гитлера, реабилитирующих Туркестанский легион СС и пропагандирующих идеи пересмотра итогов второй мировой войны. Главными рупорами формирования партии «национал-демократов» по прежнему остаются, несмотря на заявления об уходе, Мухтар Тайжан, и теоретик казахских новых правых Айдос Сарым.
В случае роста социального напряжения, новых массовых забастовок и выступлений, правые буржуазные националисты будут своими акциями вновь провоцировать очередной виток обострения межнациональных отношений и раскалывать трудящихся по этническому и языковому признаку. В ответ на это, мы социалисты, должны в ближайшей перспективе приступить к формированию в стране широкогоИнтернационалистическо го Фронта («ИнтерФронта»), по противодействию национализму, шовинизму, клерикализму, расизму и фашизму. Естественно, что такое объединение не может быть отделено от вопросов борьбы против крупного капитала — главного заказчика и финансиста правых националистических организаций.
Задачи Рабочего Движения
В этой ситуации еще большего укрепления диктатуры, уничтожения через принятие закона «О профсоюзах» и нового Уголовного Кодекса всех независимых профсоюзов в стране, перед рабочим движением стоит серьезная задача поиска и создания иных форм самоорганизации и борьбы. Особенно это задача усложняется репрессиями, увольнениями рабочих активистов, тотальной полицейской слежкой и угрозами работодателей.
Однако несмотря на это, рабочий класс остается сейчас единственной социальной силой, способной бросить вызов режиму и нынешнему курсу неолиберальных экономических реформ, массовой приватизации и в целом всей политической системе. Репрессивные меры и уничтожение последних прав на объединение и даже на проведение собственных собраний будут наоборот радикализировать и политизировать рабочих активистов. Уже сейчас заметна активизация протестных выступлений, забастовок и появление новых профсоюзных групп в добывающих компаниях в Мангистауской, Западно-Казахстанской, Акмолинской и Карагандинской областях (Жезказган).
Возможно в этой ситуации есть смысл развивать и дальше сеть инициативных групп рабочих, и идти по пути формирования незарегистрированных объединений под эгидой казахстанского профсоюза «Жанарту», до конца бороться против закрытия уже существующих профсоюзных организаций на местах и параллельно создавать общественные и правозащитные движения, которые бы взяли бы на себя частично функции тред-юнионов.
Это поднимает вопрос и вступления отраслевых и отдельных профсоюзов в качестве индивидуальных членов в отраслевые структуры Всемирной Федерации Профсоюзов и организации международной кампании за свободу профсоюзной деятельности в Казахстане. Под аналогичным названием в конце января в Алматы пройдет конференция с участием представителей руководства ВФП, рядя европейских профсоюзов с целью развития движения за свободу объединений, забастовок, профсоюзных собраний и митингов, а также в деле освобождения лидеров забастовки нефтяников в Жанаозене.
Несмотря на тяжелые условия борьбы, рабочий профсоюз «Жанарту» при содействии активистов Социалистического Движения Казахстана уже инициировал создание новых информационных ресурсов по пропаганде идей формирования в стране и республиках СНГ классовых профсоюзов под эгидой ВФП. Помимо этого у рабочих активистов уже есть понимание, как развития своих классовых организаций, так и необходимости создания политических структур в виде рабочей партии с социалистической платформой борьбы.
К третей годовщине расстрела нефтяников Жанаозена, многие товарищи понимают, что политические требования той забастовки: полная свобода профсоюзной деятельности и забастовок, национализация промышленности под контролем трудовых коллективов, создание новой федерации классовых профсоюзов и собственной политической партии остаются и сейчас главными для всего рабочего движения страны.
Немає коментарів:
Дописати коментар