понеділок, 5 січня 2015 р.

Ніна Курилко: Про Волинську різню

Волынская резня-наиболее кровавый эпизод украинско-польского конфликта в середине 20 века, который многими историками (в первую очередь — польскими) выделяется из общей картины украино-польского вооруженного конфликта. Довольно часто польские историки трактуют данные события исключительно как антипольскую акцию УПА, а украинские акцентируют внимание на мотивах, приведших к проведению УПА этой акции, а также уделяют значительное внимание ответным действиям Армии Крайовой против гражданского украинского населения, в том числе на территории Польши.

Хотя случаи уничтожения украинцев и поляков зафиксированы с 1942 г, масштабный характер эти действия приобрели весной 1943 года, когда Волынский краевой провод ОУН(б) принял решение об изгнании с.Волыни местных поляков. Действия украинских вооружённых отрядов первоначально были направлены против охранявших леса и государственные поместья (легеншафты) поляков — служащих немецкой администрации. Затем они распространились также на проживающих в сельской местности поляков — сначала на прибывших в межвоенный период, а затем и живших там постоянно]. Своего пика события достигли 11 июля 1943 года, когда одновременно было атаковано более 150 польских населённых пунктов. В течение 1943 года на территории Волыни было создано до 100 польских баз самообороны, большая часть из которых была уничтожена отрядами УПА. Уцелели лишь крупные, имевшие хорошую материальную поддержку со стороны Армии Крайовой и пользовавшиеся помощью советских партизан. С конца лета (особенно активно — с осени) они стали проводить «превентивные» нападения на базы УПА или с целью отомстить за действия отрядов УПА. Кроме того, проводились рейды на соседние украинские сёла для пополнения продовольственных запасов, при этом нередко случались убийства местных жителей, а несколько украинских сёл было сожжено частично или полностью. 
В уничтожении поляков принимала участие часть гражданского населения украинских сёл, а в уничтожении украинцев — укомплектованные поляками отряды вспомогательной полиции и жандармерии, подчинявшиеся немцам.
В ходе боевых действий отрядов Армии Крайовой против отрядов УПА также пострадала значительная часть украинского населения. Отдельные отряды Армии Крайовой, вопреки приказам своего командования о недопустимости участия в «пацификационных» акциях против украинских сёл, переходили к «слепым» акциям возмездия.
После осуществления Волынской резни к осени 1943 антипольские акции ОУН(б) и УПА были перенесены на территорию Генерал -губернаторства — в Холмщину и Подляшье и , куда для противодействия значительно более сильному, нежели на Волыни, польскому подполью был переброшен ряд отрядов УПА с Волыни. Как указывает польский историк Г.Мотыка, это было сделано после инспекционной поездки Романа Шухевича по Волыни, положительно оценившего результаты операции и указавшего на проведение аналогичных мероприятий в юго-восточных областях оккупированной Польши. С ноября 1943 года эти области стали ареной противостояния между польским подпольем, нашедшим общий язык с советскими партизанами, и объединёнными силами ОУН («Украинский легион самообороны»(31-й батальон СД) и ОУН(б) (УНС, УПА) поддержанные подразделениями дивизии СС Галичина, находившимися в подчинении СД и немецкой полиции.
С начала 1944 года началась широкомасштабная антипольская акция в восточной Галиции.
9 февраля 1944 года вышла инструкция низовым подразделениям УПА-Запад: «уничтожить все стены костелов и прочие польские молитвенные сооружения; уничтожить приусадебные посадки, так чтобы не осталось признаков того, что там кто-либо жил; до 25 февраля уничтожить все дома поляков, а те, в которых сейчас живут украинцы — разобрать».
В течение января-марта 1944 года польские поселения подвергались нападениям отрядов УПА и подразделений дивизии СС «Галичина» — 4 и 5 полков, находившихся в ведении СС и полиции Генерал-губернаторства. Наиболее известной совместной акцией УПА и СС стало уничтожение польской деревни Гута Пеняцкая, где было уничтожено более 800 мирных жителей.
По мере приближения Красной Армии действия обеих сторон по установлению контроля над территориями становились всё активнее.
5-6 марта 1944 комендант АК Грубешивского повета М.Голембевский принял решение о совместной с БХ «превентивно-ответной» акции против ряда поселений, в которых размещались посты немецкой «украинской» полиции или были размещены «станицы» ОУН(б) — УПА. Целями было выбрано 11 сёл, среди которых были Прихориле, Ментке, Шиховичи, Теребинь, Стрижинец, Турговичи, Сахрынь и 5 других.
К началу атаки АК и БХ в Сахрыни размещался персонал гарнизона немецкой «украинской» полиции, отделение (16 человек]) 5-го полицейского полка добровольческой дивизии СС-Галиция, отряд самообороны (всего до 60 человек), а также активисты и члены ОУН(б) и УПА. 
Польские силы насчитывали более 500 человек из них непосредственно в акции принимало 200—300 человек. После подавления незначительного сопротивления значительное число строений села было подожжено, а часть жителей (этнических украинцев и русин) была убита.
Общее число погибших во время акции в Сахрыни оценивается польскими историками и историками Института Истории АН Украины числом не менее 200 человек.
В это число входит персонал гарнизона немецкой «украинской» полиции, отделение (16 человек) 5-го полицейского полка добровольческой дивизии СС-Галиция, отряд самообороны (всего до 60 человек), а также активисты и члены ОУН(б) и УПА.
Всего до 11 марта 1944 года в Грубешивском повете подразделениями АК и БХ были совершены нападения на 11 населенных пунктов с преобладающим этнически украинским и русинским населением, которые были частично сожжены.
По данным УДК было убито и сгорело в огне до полутора тысяч человек, подавляющее большинство из которых было гражданским населением (включая женщин и детей). Находившиеся в районе части 5-го полицейского полка добровольческой дивизии СС-Галиция и три роты 31-го батальона СД («Волынского легиона самообороны») при участии отрядов УПА провели «ответные» акции, в результате которых был уничтожен ряд польских поселений и имелись жертвы среди мирного населения — этнических поляков. I Батальон Хлопский под командованием Ст. Басая (Рысь) и часть польского населения отошли в леса Пущи Сольской Белограйского повята, оставив регион на откуп ОУН(б)- УПА, подразделения которой уже 1 апреля дотла сожгли польское село Остров. Резня в Сахрыни — 10 марта 1944 года в селе Сахрынь (польсSahryń, Хрубешувский повят, Польша, ) была проведена акция по уничтожению местного населения боевиками польской Армии Крайовой и Батальонов Хлопских, под командованием поручика Зенона Яхымека («Виктор») и I -го Крестьянского батальона под командованием Станислава Басая («Рысь») 9/10 марта 1944 года. Общее число погибших во время акции оценивается польскими историками и историками Института Истории АН Украины числом от 200 до 1300 человек.
В наше время идентифицированы и установлены имена 651 погибших жителей села Сахринь, По согласованию с польскими властями планируется упорядочение кладбища и сооружение мемориала в память погибших. Всего в ходе акции в Сахринь и прилегающих селах, боевиками АК и БХ было убито более 1200 украинцев из числа мирного населения, в основном женщин, детей и стариков Вопреки утверждениям ветеранов АК, что данная акция была проведена для предупреждения действий против поляков со стороны УПА, последние не имели подразделений в данном районе.
В рапорте от 29 апреля 1944 года один из руководителей польского подполья Грубешивского района крайне негативно характеризовал мартовские события. По его мнению, местное руководство нарушило планы подполья и вместо организации обороны польских сел и ликвидации только лидеров и руководителей ОУН-УПА, перешло к «акциям возмездия против русских сел» и при участии людей из Томашевского повета (туда прибыло много беженцев-поляков с Волыни) начало сжигать «русские села» и убивать первых попавшихся на глаза жителей. Эти действия вызвали ответные акции со стороны украинцев и немцев, объектами которых стали также безоружные поляки — так как отряды АК и БХ сразу после «антиукраинских акций» отошли в безопасные леса. В итоге вместо действий по дезорганизации немецкого тыла был спровоцировано локальное этническое украино-польское противостояние, длившееся до прихода Красной Армии (июнь- июль 1944), жертвами которого с каждой из сторон стали от 3-х до 4 тысяч гражданских.
В ходе проведённого в Польше исследования «Карта» было установлено, что в результате действий УПА-ОУН(Б) и СБ ОУН(б), в которых принимала участие часть местного украинского населения и порой отряды украинских националистов других течений, число погибших на Волыни поляков составило не менее 36 543 — 36 750 человек, у которых были установлены имена и места гибели. Кроме того, тем же исследованием было насчитано от 13 500 до более чем 23 000 поляков, обстоятельства гибели которых не выяснены.
Ряд исследователей говорит о том, что жертвами резни стало, вероятно, около 50-60 тысяч поляков в ходе дискуссии о числе жертв с польской стороны давались оценки от 30 до 80 тысяч.
На Украине подобные подсчёты не проводились, число погибших с украинской стороны оценивается в несколько тысяч человек, при этом одни историки пишут о количестве погибших украинцев только на Волыни от 2 до 3 тысяч, другие о том, что в 1943—1944 годах непосредственно от действий подчиняющихся Армии Крайовой польских вооружённых формирований погибло не менее 2000 гражданских украинцев. После окончания Второй мировой войны в СССР эти события не имели широкой огласки, лишь в Польской Народной Республике вышло несколько работ, посвящённых данной тематике. Вновь к событиями 1943—1945 годов историки и политики обратились после распада СССР. В 1992 году Украину посетила польская делегация, которой было позволено провести исследования на местах событий. Результатами её работы стало обнаружение более 600 мест массовых захоронений, проведённые эксгумации ряда из них подтвердили факты, изложенные в архивных документах. На Украине фундаментальные исследования данной темы начались в 1997 году в рамках Правительственной комиссии по проблеме ОУН-УПА. В конце 1990-х годов была создана совместная комиссия польских и украинских историков для работы по освещению этих событий. Её работа показала наличие очевидных различий в трактовании событий польскими историками и рядом украинских — уроженцев мест событий. К 60-летию событий в 2003 г президентами Украины и Польши было принято «Совместное заявление „О примирении в 60-ю годовщину трагических событий на Волыни“», в котором оба президента выражали глубокое сожаление по поводу имевших место трагических моментов совместного прошлого украинского и польского народов. Президенты отметили, что многовековая история отношений польского и украинского народов имеет много как светлых, так и трагических сторон. Президенты отдали дань памяти жертвам братоубийственных конфликтов, выразили соболезнование родным и близким погибших, признали необходимым совместный поиск исторической истины и осуществление публичного морального осуждения организаторов и исполнителей преступлений против польского и украинского народов, признали, что трагическая судьба постигла оба народа, однако особо пострадало польское население на Волыни, выразили надежду на то, что подобное в будущем не повторится. Несмотря на полярные взгляды, к 60-летию событий в 2003 г было принято общее заявление, отметившее факт массового уничтожения поляков и то, что в украинско-польском противостоянии они были стороной, которая преимущественно защищалась.] Несмотря на этот вывод, депутатам Верховной Рады Украины с большим трудом удалось принять совместное польско-украинское парламентское заявление по данному событию, текст которого содержит общие фразы, а ответственность за уничтожение поляков возлагается на непоименованные «вооруженные формирования украинцев»
15 июля 2009 г Сейм Польши в своём постановлении (принятым единодушной аккламацией без процедуры голосования) констатировал, что ОУН и УПА осуществили «антипольскую акцию — массовые убийства, имевшие характер этнической чистки и обладавшие признаками геноцида», кроме того, в резолюции Сейм «чтит память бойцов Апмии Крайовой, Самообороны Восточных Земель и Крестьянских батальонов, которые поднялись на драматическую борьбу по защите польского гражданского населения, а также с болью вспоминает о жертвах среди украинского гражданского населения». 15 июля 2013 года Сейм Польши принял специальную резолюцию, посвящённую 70-летию «Волынского Преступления» (такое название использовано в резолюции), где отмечается что преступления, совершённые ОУН и УПА, имели «организованный и массовый масштаб», что придало им «характер этнической чистки с признаками геноцида». Также в резолюции Сейма называется цифра погибших поляков в 1942—1945 гг. на территории Волыни и Восточной Галиции — около 100 тысяч человек. Также в резолюции Сейм заявил о том, что он «чтит память граждан II Речи Посполитой Польской зверски убитых украинскими националистами. Сейм Польской Республики выражает наивысшее признание солдатам Армии Крайовой, Самообороны Восточных Земель и Крестьянских Батальонов, которые вступили в героическую борьбу в защиту поляков». В сравнении с резолюцией от 15 июля 2009 года в резолюции 2013 года иначе сформулирован тезис о жертвах среди украинцев: «Сейм Польской Республики выражает свою благодарность украинцам, которые рискуя, а порой и отдавая свою жизнь, защищали польских собратьев от чудовищной смерти от рук Организации Украинских Националистов и отрядов Украинской Повстанческой Армии». Резолюция была принята 263 голосами при 33 против и 146 воздержавшихся. На результаты голосования повлияло то, что ряд оппозиционных партий настаивал на значительно более жёстком варианте резолюции, в котором события квалифицировались как «геноцид», а также 11 июля (день в 1943 году, в который украинскими силами были атакованы 99 населённых пунктов на Волыни, населённых поляками) предлагалось объявить «Днём памяти жертв Волынского Преступления», однако в итоговом варианте резолюции все эти предложения были отвергнуты. Итоговый вариант резолюции на заседании Сейма отстаивал министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский.
В работах отдельных авторов, представляющих официальную историографию ОУН(б), можно встретить утверждения о том, что события на Холмщине и Люблинщине весной 1944 спровоцировали уничтожение поляков на Волыни весной 1943.
В современной Польше,в начале XXI века, Комиссией по расследованию преступлений против польских граждан Люблинского филиала Института Национальной Памяти Республики Польша начато расследование событий весны 1944 года в Грубешевском повете (включая события 9 и 10 марта 1944 в Сахрыни).
В современной Польше совместной польско-украинской рабочей группой в 2009 году на месте событий установлен мемориал погибшим. Вывод можно сделать такой, что причинами межэтничкского конфликта стали:
• Террористическая и саботажная деятельность УВО, а затем и ОУН, на территории Польши в межвоенный период.
• Антипольская деятельность ОУН во время Второй мировой войны, обусловленная в основном принятой идеологией интегрального национализма и формировала сознание украинского общества в духе вражды к полякам как таковым, которые были преградой для создания независимой Украины.
• Подстрекательская роль обоих тоталитпрных режимов (советского и немецкого) в усилении украино-польского конфликта.
• Деморализующее влияние войны, которая принесла огромное моральное опустошение и отход от норм социального поведения, обусловив кровавый и преступный характер конфликта.
Бескомпромиссные позиции как польского правительства, так и руководства ОУН в территориальном вопросе.

Немає коментарів:

Дописати коментар